?

Log in

No account? Create an account
Лекция по типологии Афанасьева, прочитанная 15 июня 2017 года в тель-авивском книжном магазине "Бабель".
Read more...Collapse )

Кажется, позавчера у меня состоялся разговор по интернету с одним из читателей. Не первый разговор такого рода, и, думаю, не последний. Читатель написал мне: «А докажите, что эта система работает!» Ну, доказательства есть, но этот разговор в Фейсбуке я не стала загромождать доказательствами, а только написала, что доказательства на каждом шагу, их просто надо увидеть, они везде – «Вот, например, в этом нашем с вами разговоре». И тогда собеседник ответил: «А докажите, что здесь не срабатывает эффект...» Не помню точно, поправьте меня, если я ошибаюсь: эффект Бурнама? [Из зала: «Эффект Барнума!»] Спасибо! Он же эффект Форера. Форера я записала, а Барнума не записала. Спасибо.

Так вот, написали мне, докажите, что когда вы говорите «Система работает», не срабатывает эффект Барнума. Я такого никогда не слышала и полезла в Википедию проверять, что такое эффект Барнума. И мне очень понравилось то, что я там нашла. Сейчас я вам это прочитаю, и мы с вами вместе проверим, срабатывает эффект Барнума или не срабатывает.

Это эффект того, что банальные описания, которые подходят к кому угодно, человек склонен принимать радостно и говорить: «Да-да-да, вот это я, я себя узнаю!» Описание, например, вот такое (его предложил психолог Форер в 1949 году). Давайте его приложим к себе:

«Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро». Вот тут мое любимое место: «Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны». [Смех в зале.] Замечание в скобках: это дискредитация юнговского понятия об экстравертах и интровертах. Если к кому угодно приложимо, что они и интроверты и экстраверты – значит, этот термин ни черта не работает. Либо мы все его понимаем неправильно, это тоже вариант, я стараюсь быть адвокатом Юнга.

Форер продолжает: «Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность[Смех в зале.]

Это тривиальное описание, которое подходит к большинству людей. Вы согласны? Подходит? [Из зала: «Да!»] Бывают отдельные люди, которым что-то из этого явно не подходит, но в целом, в общем, применимо ко всем.

Мой собеседник попросил у меня доказательств, что те двадцать четыре характера, которые здесь описываются, не сводятся к эффекту Барнума – то есть это не банальные вещи, которые можно сказать о любом человеке. Давайте проверим это.

Во-первых, доказательством могло бы послужить то, что черты характера встречались бы в наборе: если есть одно, то нет другого. Если предлагается какое-то деление со строгим набором, туда или сюда, то это уже мешает тривиальному описанию, правда? Это один вариант.

Во-вторых, здесь описание комплиментарно. Если мы столкнемся с некомпли­ментар­ным описанием... [Из зала: «Мы будем не согласны с этим.»] Либо вы будете не согласны, либо у вас будет какая-то отрицательная реакция, но по крайней мере это уже не то, о чем говорится здесь. Давайте подумаем, какие бывают отрицательные реакции. Собственно говоря, когда людям показывают их психологический портрет, – это как показать зеркало, когда человек к нему не готов, или как услышать свой голос на магнитофоне, известная реакция, что собственный голос в записи может показаться неприятным. [Из зала: «Невозможно узнать», «При хорошей записи всё звучит совершенно нормально!», «Нет, но мы по-другому слышим себя».] Хорошо, может быть, эта аналогия не работает. Я хочу сказать, что когда мы пользуемся этой системой, если она действительно вскрывает психотипы как они есть, она должна включать в себя какую-то отрицательную реакцию тоже. Какой-то легкий шок, какой-то дискомфорт. Значит, если окажется...

Я не очень люблю проводить эксперименты на живых людях, но тут, я думаю, время настало. Мы проведем небольшой эксперимент на живых людях. Признаваться в результатах этого эксперимента никому не придется. Никто не должен будет выходить к доске и рассказывать: «Да-да, действительно, у меня дискомфорт вот там-то и там-то...» [Смех в зале.] Этого не будет. Но тем не менее, давайте проверим, ощутим мы его или нет. И если ощутим, это будет доказательством того, что это не просто набор каких-то банальностей, которые подходят к кому угодно. Что тут действительно речь идет о чем-то реально существующем, о чем-то одном, реально существующем у одного, и о чем-то другом, реально существующем у другого – поскольку оно идет наборами.

Read more...Collapse )

А теперь давайте подойдем вплотную к опровержению эффекта Барнума. Итак, на Третьем месте у нас с вами расположена зона внутреннего конфликта, в котором никто не виноват. Это не то что родители нас неправильно воспитали, это не то, что ребенок родился совершенным, а потом родители что-то сделали не так – и у ребенка в этом месте появился внутренний конфликт. Нет, по Афанасьеву, вот с таким психотипом человек рождается. Воспитание может быть более удачным, более щадящим, более нужным как раз этому ребенку, или воспитание может быть неподходящим для него – но тем не менее, внутренний конфликт всё равно будет в этом месте, а не в другом.

Хотя, в принципе, если очень постараться, то человеку можно насовать внутренних конфликтов даже туда, где они не задуманы от природы – можно испортить и Первую функцию, и Вторую, и Четвертую. Но если всё идет как надо, если у человека Первая функция развивается как она сама хочет, Вторая функция работает в диалоге с окружающими и чувствует свою востребованность, а Четвертая оставлена в покое – это условия для счастья, но всё равно какой-то внутренний конфликт на месте Третьей функции будет.

Другое дело, что в чём проявляется индивидуальность – это в масштабе этого внутреннего конфликта. Он может быть гигантским, как у Достоевского, а может быть практически незаметным.

Я хочу сказать, что опять-таки в нашем обществе – или в тех обществах, которые я знаю – больше всего везет Третьей Логике. Во-первых, она самая массовая, то есть это считается нормой, если человек испытывает дискомфорт, когда проверяют его знания, когда проверяют его компетентность, боится сказать что-то не так. И, кстати, я предупредила, что будут «наборы» – так вот, здесь в одном наборе идут слова: «У меня математический (или аналитический) склад ума» и «Абсолютной истины не бывает». Обычно люди, которые говорят одно, говорят и другое. Это не эффект Барнума, это не банальное наблюдение, правда?

Во-вторых, если «абсолютной истины не бывает» – это значит, что, в отличие от всех осталь­ных Третьих функций, у Третьей Логики конфликт получается не совсем внутренний. Давайте я начну с других, а потом вернусь к Третьей Логике.

У Третьей Эмоции конфликт со своими чувствами. В этом месте, возможно, у некоторых из присутствующих, которые в этом не признаются и не должны ничего говорить, но, возможно, в этом месте они ощутят дискомфорт, который тоже опровергнет нам эффект Барнума. Это внутренний дискомфорт, внутренний конфликт на тему «Я слишком малоэмо­ционален», или, наоборот, «Я слишком эмоционален», «Нельзя, чтобы было столько эмоций», «Надо, чтобы эмоций было больше», «Эти цвета слишком яркие», «Эти цвета слишком тусклые», «Этот голос слишком монотонный» – вот человек, который в этом варится, имеет Эмоцию на Третьем месте, и, стало быть, остальные функции у него не на Третьем месте, а на каких-то других.

Человек с Третьей Физикой варится годами в рассуждениях «Работать больше», «Работать меньше», «Не быть лентяем», «Заниматься спортом», «Не заниматься спортом, потому что есть более важные дела», «Когда человек занят одним, он в это время не занят другим», «Что делать?» Чернышевского, «Что делать?» Ленина, «Как принести больше пользы», мандельштамовское «Дано мне тело, что мне делать с ним?»... Спать на гвоздях, как Рахметов, или не спать на гвоздях, но аскетизм в какой-то степени идет отсюда. Если весь этот комплекс человеку присущ – то ему неведомы мучения Третьей Воли, Третьей Эмоции и Третьей Логики.

Если у человека на этом месте Воля – то ему присущ комплекс мучений на тему... давайте сформулируем ее совсем жестоко: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Это самооценка, это комплекс внутренних терзаний на тему самооценки. В русской литературе его прекрасно сформулировал Державин: «Я царь, я раб, я червь, я бог». Те, кому присущ этот комплекс, незнакомы, опять же, с внутренними конфликтами остальных Третьих функций.

А теперь вернемся к Третьей Логике и скажем, что в то время, как Третья Физика сражается со своим телом, Третья Эмоция со своими чувствами, а Третья Воля сама с собой, – конфликт Третьей Логики получается не совсем внутренний. Она конфликтует с истиной, с фактами...

Read more...Collapse )

Слушательница N: – Вы знаете, хотя я была настроена скептически, но одно из описаний Третьей функции меня зацепило, да.

– О! Спасибо, что вы это сказали, и не сказали – какое именно, потому что публичного стриптиза мы здесь не хотим. [Смех в зале.]

(продолжение следует)

Рукописи горят, но...

Рассказ Ольги Прощицкой. Публикуется, блин, впервые!


ВОСКРЕШЕНИЕ

«Идиотский розыгрыш! – думала Леночка, забираясь в автобус. – Ну ладно, якобы могут они теперь оживлять. Но почему сразу – Пушкина? А если сразу... то почему не Ленина? Сейчас бы уместнее... Хотя кем бы он был сейчас? Заместителем? Или, наоборот, заместителем – наш, теперешний? Но тому, прежнему, надо хотя бы обстановочку изучить, прошлое опять же. А изучив прошлое и прочее, не взорвал бы он свой мавзолей и не попросился ли бы на Новодевичье?.. Видал он нас, таких...»

И тут уже шли у Леночки совершенно несуразные мысли, типа: «А на Новодевичьем теперь не хоронят».

Вся эта бредятина была вызвана дурацкой Юркиной шуткой, утверждавшей, что в их Институте экспериментальной биологии научились воскрешать, что воскрешение решили начать с Пушкина, и что для первой беседы с воскрешенным выбрали Леночку за контактность и хорошие ножки.

Большей чуши нельзя было придумать. И единственное, что могло эту бездарную и неостроумную выдумку приукрасить – это то, что помечтать на тему о воскрешении гения (разумеется, втайне помечтать, не публично) было приятно. А как он там, гений? А – прав ли? Или, вернее: я, теперешняя, с его, гениевой, точки зрения – права?

Но, сойдя с автобуса и пробегая гардероб в институте, Леночка вполне трезво взглянула на знакомую вешалку и, не увидев ядовито-зеленого пальто своей начальницы, подумала, что могла бы еще минутку-другую доспать; пошарила на щитке в поисках ключа и, не найдя его, поднялась на свой этаж и распахнула уже открытую кем-то дверь.

В кресле сидел Пушкин. При виде Леночки он легко поднялся на ноги и приветственно наклонил голову.

Взвыв (слава богу, мысленно) не хуже Элизы Дулитл, Леночка проследила за взглядом солнца российской поэзии, и в Леночкиной голове образовалось уже нечто совсем дикое, а именно: «Господи, надо было макси надеть!»

Вслед за чем она, совершенно обезумев, выпалила:

– Так теперь носят, Александр Сергеевич, так теперь носят! Здравствуйте...

– И прекрасно делают! – ответил гость, улыбаясь.

«Господи, с чего начать?» – маялась Леночка, и в горле у нее возник несъедобный просветительский клубок из Октября, войны, культа и перестройки, но ослепительный гость косился на сине-белый молочный пакет за окном, и Леночка решила начать с научно-технической революции.

– А это молоко, – радостно сообщила она. – Оно у нас теперь в бумажных пакетах продается.

Она выволокла пакет из-за рамы, вынула ножницы и попыталась отрезать картонный угол.

– Позвольте мне, – сказал посетитель, легко забирая у Леночки пакет и спокойно вскрывая его. Он с любопытством разлил молоко по стаканам, сказал: «Шарман!», подождал, пока Леночка пригубит первая, и отпил глоток. Здесь лицо его несколько потускнело, но он сделал еще несколько глотков и твердо повторил: «Шарман!»

Read more...Collapse )
Ну что ж, раз Ксения Собчак объявила о намерении баллотироваться в президенты, ее можно публично протипировать. Я, конечно, могу ошибаться, но проверьте сами: Первая Физика, Вторая Логика, Третья Воля, Четвертая Эмоция. К этому типу принадлежат многие блестящие писатели и интеллектуалы: Киплинг, Набоков, Эдисон... да начиная с Цицерона и Иосифа Флавия. А вот в политику таким людям идти нехорошо: Третья Воля подводит, и получается в плохом случае - Сталин, а в менее плохом - Ариэль Шарон, который объяснял "Размежевание" примерно так: "Это было не самое идеальное решение, но зато я сам его принял, мне его никто не навязал!" Ранимость Воли - не то, что нужно политику.
К тому же типу, видимо, принадлежит и Навальный. Проверьте сами.
(Фотогалерея: http://www.psychotype.info/photo/b_l_w_e/2)

Вероятно, та же причина у нынешних бед Украины. Порошенко внешне очень похож на человека с удачным типом для политика (Первая Физика, Вторая Воля, Третья Логика, Четвертая Эмоция). Это психотип Кахи Бендукидзе, Горбачева, Немцова. Ан нет - не складывается. Порошенко не ведет себя как ФВЛЭ. Принцип ФВЛЭ - "люди должны быть свободными и богатыми", а принцип ФЛВЭ - "Запретить!"
ФВЛЭ вел бы себя мудрее и в отношении русского языка, и в отношении Саакашвили, и в других отношениях... Похоже, Порошенко тоже ФЛВЭ.

С людьми этого типа "повезло" и Израилю: Перес, Шарон, Нетаниягу... У Израиля много преимуществ, много талантливых людей внутри и много друзей за границей, поэтому Израиль кое-как держится и даже местами процветает, однако огромные внутренние проблемы, требующие политических решений, так и висят десятилетиями, пока лидеры демонстрируют таланты Цицерона.

Хотя, безусловно, ФЛВЭ - это еще не самый худший вариант для политика. Гитлер и Мао принадлежали не к этому психотипу, а совсем к другому - яркому и бесстрашному, который в случае дисгармонизации поджигает мир в прямом или переносном смысле (а в удачном случае гармонизируется и реализуется в искусстве - и получаются Данте, Руставели, Ахматова, Филатов...) Первая Воля, Вторая Эмоция, Третья Логика, Четвертая Физика. По сравнению с такими радостями, ФЛВЭ, конечно, все-таки предпочтительнее. Особенно при своевременной сменяемости :)

См. также: https://spaniel90100.livejournal.com/62584.html
.

О хорошем

Диаграммы психотипов - прекрасная идея Игоря Белого:
https://bujhm.dreamwidth.org/675282.html

Вопрос к залу

Уважаемые френды!
Если я все-таки соберусь сделать книжку из своего ЖЖ -
кто согласен, чтобы я цитировала его реплики?
Кто возражает?

Город Золотой

Кто еще не видел: "Город Золотой" на английском,
в переводе Светланы Креймер, в исполнении моего сына Рафаэля.
Enjoy!
https://www.youtube.com/watch?v=5Tz0CftvPAI

Вот окончательный текст перевода:

Above the sky of blue
A City stands of gold,
With bright a wall around it all,
Gates lucent to behold.
A garden grows inside,
Wild blooms and grasses green,
And beasts are roaming peacefully,
Their beauty is unseen.

One's like a ginger lion, mane aflame,
Beside an azure calf, he full of eyes,
And the third - a golden eagle soaring,
He whose gaze is kind and unforgettable.

And high up in the sky
There shines but one lone star;
It burns for you, oh Angel mine,
It guides you from afar.
The loving are beloved,
The joyous are divine.
You'll follow far your guiding star,
That garden you will find.

He'll meet you there - the lion, mane aflame,
With him the azure calf, he full of eyes,
And above the golden eagle soaring,
He whose gaze is kind and unforgettable.


Рафа поет предыдущий вариант, немного иначе.

.

Мицкевич

Оскоромилась. Перевела "Аккерманские степи".
Но, кажется, мне удалось кое-что, что не удалось... эээ... большинству остальных.
Сонет об эмиграции.

* * *

Я выплыл на простор степного океана.
Вокруг одна трава, цветы да облака.
Повозка движется подобьем челнока
Среди зеленых волн и островов бурьяна.

Стемнело. Не видать ни шляха, ни кургана.
Ищу в кромешной тьме звезду-проводника.
Что там блестит вдали? Зарница? Нет, река!
Денница? Нет, огонь на башне Аккермана!

Давай-ка постоим. Всё слышно в тишине:
Как ветер шевелит траву и дикий колос,
Как проползает уж и мотыльки снуют,

Как журавли летят в незримой вышине -
И слух так напряжен, что уловил бы голос,
Зовущий из Литвы... Поедем. Не зовут.



Оригинал и несколько других переводов - здесь: http://magazines.russ.ru/inostran/1998/11/akker.html

Добрый доктор Айкоэв

Вышла прелестная книжка на иврите - "добрый доктор Айкоэв" в переводе Аллы Суд.
Издательство на этот раз не мое :) Книжка продается в "Стемацком" и "Цомет Сфарим".
Всячески рекомендую!
http://www.dafdaf.co.il/Details.asp?MenuID=1&SubMenuID=131&PageID=4391&Ot=%E3

Некрологика

 Сегодня я узнала, что умер вот этот парень:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1480402545309920&set=pb.100000205672862.-2207520000.1505739158.&type=3&theater

Он мне не сват и не брат, а просто хозяин любимого магазинчика компьютерных и фото-товаров. 
Но как это может быть... Нестарый, активный, спортивный... Вот уж кто должен был жить до ста двадцати... Авария? Перитонит?

И еще, оказывается, умер Генрих Нейгауз. Не тот, который Густавович, а тот, который Станиславович.
("Есаул"...)
http://www.classicalmusicnews.ru/news/heinrich-neuhaus-passed/

Личное и невеселое

 Сегодня наш дом покинула М., прожив у нас десять месяцев и четыре недели. Она в трудной ситуации. Если кто-нибудь хочет предложить ей помощь - это было бы кстати. Она не может постоянно работать и не может добиться пособия (хотя небольшой процент инвалидности ей дали). Именно таким людям жизненно необходим "базовый доход", но вряд ли она доживет до его введения. Ближайшее время ей есть где перекантоваться, а будущее довольно мрачно. Поэтому если кто-нибудь как раз ищет смотрителя маяка (о должности которого мечтал Эйнштейн), или housesitter'а, или нестандартную актрису (вы не видели, как она пародирует Эдит Пиаф?), или может предложить ей сарай, или комнату, или пустующий флигель в своем дворце, или умеет собирать деньги на добрые дела - все это ей бы помогло.

Серотонин и Ко

Дивная история про нейробиолога, который обнаружил, "что у него мозг психопата":
http://newochem.ru/nauka/intervyu-s-uchenym-kotoryj-obnaruzhil-chto-u-nego-mozg-psixopata/

"Я обнаружил, что у меня была специфическая разновидность генов — «гены ярости», которые связаны с серотонином. Они, как оказалось, и являются причиной агрессии, жестокости, низкой эмоциональности и отсутствия эмпатии, если вы выросли в жестокой обстановке. Но если вас вырастили в очень позитивной среде, то негативный эффект может проявляться и в некоторых других генах."

Что он рассказывает о себе - ужас. Представляете себе действительно какого-то злодея. А потом вы смотрите на его фотографии и видите вот такого толстого положительного дядьку:

https://www.google.co.il/search?q=james+fallon&num=100&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwiAwZz9y9fVAhWHOhQKHQU0DYwQ_AUICigB&biw=731&bih=517#imgrc=jI0DAPrTOg1OUM:
и слушаете его прелестную лекцию:
https://www.ted.com/talks/jim_fallon_exploring_the_mind_of_a_killer?language=ru#t-370011

Я стараюсь публично не типировать живых людей (кроме политиков и серийных убийц), дело это деликатное, и всех призываю не грешить этим. Но тут человек сам о себе и о своем мозге такое рассказал, что куда уж дальше. Поэтому сейчас мы попробуем его протипировать.
Я предполагаю, что у этого человека Первая Физика, Вторая Воля, Третья Логика и Четвертая Эмоция.
Вот из его интервью: "
Я хорошо отношусь к незнакомцам — очень хорошо, так что нравлюсь людям, когда мы с ними знакомимся, но к своей семье я отношусь так, будто просто встретился с ними в баре. Я отношусь к ним хорошо, но не по-особому. И это большая проблема."
Он жалуется на отсутствие эмпатии. Это характерно для Четвертой Эмоции.
А что он так спокойно об этом говорит - это характерно для Второй Воли.
У большинства людей на земле Воля 3 или 4, а Эмоция 1 или 2. Поэтому люди с типом ФВЛЭ, с одной стороны, гармоничны и уверены в себе, а с другой стороны, немного ощущают себя белыми воронами: окружающие постоянно ждут от них каких-то выражений эмоций, которые им трудны, а их высокой Воли несколько опасаются и называют "нарциссами" и разными другими словами.
Серотонин, по моим предположениям (см. статью "Мозг и характер"), соответствует Воле, так что высокой Воле и должен соответствовать повышенный уровень серотонина. (А Четвертая Эмоция - это дефицит окситоцина.)

Однако серийным убийцей человек с психотипом ФВЛЭ никогда не станет (хотя некоторую жестокость в самом деле может в себе замечать, благодаря Первой Физике, но Вторая Воля редко дает ей ход). ФВЛЭ - это, если помните, "старец Сысой" у Акунина ("Убил ее, а что делать, молодой был, горячий. Но больше никого", "Нам плоть от Господа дадена, ее беречь надо", "Ты бы поосторожнее со своими отжиманиями, раб божий, а то кто же твоей жене мультики крутить будет").

То, что обычно имеют в виду под психопатами - это дисгармонизированные варианты совсем других психотипов: ВФЛЭ (
Гиркин-Стрелков, Наполеон, Жуков), ФЛВЭ (Сталин), ВЭЛФ (Гитлер, Мао, Дзержинский).
Может быть, благодаря Джеймсу Фэллону будет наконец обнаружена биологическая основа психотипов.

Понравилось

Про "лагерное мышление":

...Ты серьезно не веришь в возможность мира с арабами, поэтому любые попытки договориться  с ними, с твоей точки зрения, - это проявление слабости и предательство. Ты со злорадством киваешь в сторону Европы, которая нас не любит, а сейчас поймёт, наконец, что такое арабский террор.  Нет проблем, но почему ты голосуешь, как правило, не за правых патриотов, а за Нетанияху, партия которого, как это ни странно, воюет в основном не с арабами, а с демократическими институтами государства – прессой и судебной системой? В пакете с этим, как правило, следуют: презрение к геям, снисходительность к коррупции власти, если она "твоя", возвеличивание русской культуры, ненависть к социализму одновременно с сетованиями на недостаточность пенсий и пособий по социальному страхованию, однозначная радость по поводу избрания Трампа и антропологические переживания по поводу древесного обитания предков президента Обамы...

...Ты активно осуждаешь уничтожение зачатков демократии 90-х, поведение Путина по отношению к Западу, захват Крыма, "имперскую" войну в Сирии, фактическую независимость бандитской Чечни. Нет проблем, но почему любой, кто вякнул что-то против Путина, заносится тобой в ранг святых, почему ты так идеализируешь борьбу Украины "за независимость" (ведь там, у власти сидят точно такие же коррумпированные чиновники с рыбьими глазами), и Украина десятилетиями приворовывает российский газ?

http://swan56.livejournal.com/1818.html


А вот еще прекрасное:

https://diejacobsleiter.dreamwidth.org/104512.html
https://diejacobsleiter.dreamwidth.org/102077.html

О хорошем

Фрагменты из книги, которая, надеюсь, выйдет в свет через пару недель:
(UPD от 7 сентября: вышла!)



1936
Тревожно на душе. Чувствую, как сгущаются тучи над миром. И в личной жизни намечаются проблемы. Нахожусь перед дилеммой, очень непростой для меня: уже подросли мои две девочки – Хая и Рива. Им скоро в школу, им, воспитанным в духе наших традиций с соблюдением субботы, праздников. ...
Не войдет ли диссонансом новое учение в наш налаженный мир? Оставить их без образования считаю большим упущением, ибо девочки, будущие матери и воспитатели своих детей, ведь ответственны за семью. В этом смысле образование играет немаловажную роль. Многие окружающие меня товарищи считают эти мои волнения излишними и даже вредными, однако я остаюсь при своем мнении.
Теологическое образование у меня есть и довольно солидное. Стараюсь углублять его ежедневно. Вместе с тем, со дня рождения моих девочек я решил серьезно взяться за свое светское самообразование. Для этого я познакомился с такими людьми, которые помогли мне составить программу-минимум; приобрести соответствующие книги по литературе, истории, географии...

1937

Нахожусь под следствием вот уже шестой месяц. Интересуются моими связями, планами. Ответ мой тверд и однозначен: «Я сам и организатор, и руководитель общины. Занимался, занимаюсь и буду заниматься преподаванием еврейского языка, ибо каждый уважающий себя человек должен знать свою письменность, свои традиции, и нет силы, способной переубедить меня в этом!»

Это записи раввина Исраэля Бабаликашвили в переводе с грузинского. А вот рассказы его дочери Хаи:

1952 год, Лел-Седер. Всё и все готовы к встрече Песах в нашем доме: горят свечи, стол накрыт по всем правилам Седера. Ждем возвращения папы из синагоги. Дверь приоткрыта, согласно пасхальному ритуалу, для страждущих. Вдруг я заметила под нашими окнами детей – соседей с другой улицы, пожелавших подсмотреть, «как евреи будут брать кровь». Я возмутилась, а папа… пригласил этих любознательных ротозеев к столу!
Седер, как всегда, прошел на трех языках – еврейском, грузинском и русском. ...Седер получился на славу! Повторяю: это был 1952 год. И содержание пасхальной беседы, и вся обстановка, по-моему, раскрыли глаза нашим «заблудившимся гостям»...

...До сих пор многие тбилисцы с горечью вспоминают, сколько нареканий было со стороны «радетелей чистоты» и близоруких фанатиков за выступление отца на траурном митинге в день похорон Католикоса-патриарха Всея Грузии Каллистрата Цинцадзе в 1952 г. Отец счел нужным выступить с речью от имени еврейской общины, так же, как это сделали представители других культов города. (По стечению обстоятельств или умышленно, но факт: в Тбилиси синагога, грузинский Сионский Собор, армянская церковь и азербайджанская мечеть расположены по соседству, «на одном пятачке».)
Зато его речь стала предметом восторга не только публики, но и самого поэта Галактиона Табидзе, который в знак признательности расцеловал отца и посвятил ему экспромтом написанное четверостишие «Идеалисту». (К сожалению, это четверостишие, написанное на коробке из-под папирос «Казбек», исчезло во время очередного обыска, учиненного КГБ у нас в доме в 1953 году.)

В этой книге тоже будут представлены все три языка. Среди прочего, там будут переводы библейских текстов на грузинский язык, сделанные блестящим Нисаном Бабаликашвили (1938-1986), единственным легальным преподавателем иврита в СССР.

Книга выйдет, конечно, маленьким тиражом. Если она кому-нибудь может быть интересна, для себя или для библиотеки, дайте знать.

Наш ответ Чемберлену

(чтобы отвлечься от стрельбы в Иерусалиме и холеры в Одессе)

О СПРАВЕДЛИВОСТИ

Я уже много раз говорила и писала – и надеюсь повторить это еще много раз в будущем – до чего мне нравится мудрая и остроумная, грустная и оптимистичная книга рассказов Нелли Воскобойник «Очень маленькие трагедии», которую мне выпала честь издать.

С большинством позиций автора я согласна, целиком или частично. Многим формулировкам, сказать по правде, завидую. Некоторые мнения не вполне разделяю, но никакого дискомфорта по этому поводу не испытываю.
Но по одной теме, несколько раз всплывающей в этой прекрасной книге, я все же не согласна с автором и вынуждена вступить в спор.

Read more...Collapse )
 – Как теоретическая модель, типология Афанасьева привлекает своей стройностью и логичностью, особенно в части выводов о механике взаимоотношений психотипов.
– Это как раз неважно. Соционика тоже стройна и логична, только не работает.

– Но как убедиться в ее практической приложимости? Ведь отсутствие надежной методики типирования по сути снимает всякую ответственность: любую неудачу всегда можно списать на то, что просто психотип был определен неверно.
– Ошибки возможны, но при достаточной информации правильный ответ всегда находится. Моя любимая аллегория - "Дети капитана Гранта": предполагали то Патагонию, то Австралию, то Новую Зеландию, где капитана Гранта на самом деле не было - просто строки расплылись и информация была недостаточной. При этом капитан Грант находился на острове Табор, и это был единственный правильный ответ, подтверждавшийся ВСЕМИ данными.

– Я попытался определить свой психотип тремя разными способами и получил три различных результата. И что делать? Какой из них верен? Боюсь, ошибочны все.
– Очень может быть. Но один правильный ответ все же найдется и будет соответствовать ВСЕМ фактам, а не избранным.

– А как вообще можно убедиться, что психотип определен верно? Существует ли объективный критерий? Смею предположить, тоже, увы, нет.
– Я бы этим не занималась, если бы его не было. Критерий теории - практика. Когда "паззл" складывается, то вы видите, что все факты сходятся и подтверждают друг друга.

– Иначе непонятно откуда бы взялись горячие споры на эту тему, мало напоминающие научные дискуссии, в которых личные выпады в адрес оппонента и едкие стишки (с рифмой или без), имеющие основной целью обидеть адресата, вряд ли могут считаться вескими доводами в пользу той или иной точки зрения, да и вообще, не думаю, что уместны.

– Ну как откуда? Например, из желания не установить истину, а затемнить ее и приписать себе более "престижный" психотип.
"С рифмой или без" - это Вы имеете в виду диалог с человеком, который утверждает, что у него Эмоция на первом месте, а бизнес на последнем, и при этом занимается успешным бизнесом и пишет: "Вот вам стихи без рифмы, потому что рифмовать у меня времени нет"? Так ведь это и есть те самые жизненные факты, которые начисто опровергают его версию и подтверждают нашу. На что у нас есть время и на что нет времени - это ведь и есть та самая врожденная иерархия функций. Человек подтвердил, что для него Физика важнее ("выше", "базиснее") Эмоции.

– "Был бы внятный, признанный всеми сторонами, критерий, на него можно было бы просто сослаться. В противном случае, о нем следовало бы для начала договориться и лишь потом приступать к обсуждению психотипа."
– Тут надо уточнить: всеми сторонами, заинтересованными в объективной истине, а не в доказательстве своей правоты, или неоспоримой правоты Афанасьева, и так далее.

– Получилось бы и конструктивнее, и корректнее. С другой стороны, наличие объективного критерия автоматически давало бы хоть и не оптимальную, но надежную методику типирования, заключающуюся в последовательной проверке каждого психотипа.
– Вы правы. Именно так мы с коллегами и делаем, проверяя "на зуб" все версии и споря о них. Welcome to the club. А оппоненты, заинтересованные не в истине, а в приписывании себе посторонних психотипов и других ненаучных целях, действительно вносят неконструктивность.

– Беда еще и в том, что психотип определяется по внешним проявлениям, которые, во-первых, могут быть деформированы сознательным контролем (человек пытается выдавать себя не за того, кем является), а во-вторых, могут трактоваться ошибочно, как, например, темные очки у Овадии Йосефа.
– Вы совершенно правы. Отсюда и идут ошибки, и нужно быть готовым их честно исправлять.
Но я уверена, что биологи быстро найдут возможность определять психотип "механически" - по сканированию ли мозга, по анализу ли крови или слюны и т.д. Психотип объективно существует, поэтому определить его можно, долго ли, коротко ли - главные вопросы на самом деле не в этом, а в том, что человечество с этим будет делать и будет ли использовать во благо или во зло.

– "Насколько я понял, каждая из базовых функций оценивается по уровню своего присутствия, выраженности, представленности, - не могу подобрать удачного слова, - но, так или иначе, им приписывается некая условная скалярная характеристика, которая потом используется для введения отношения порядка. Для удобства дальнейших рассуждений условимся называть эту характеристику просто уровнем, а величину ее будем выражать вещественным числом в промежутке, скажем, от 0 до 1."
– Нет, не совсем так. Например, Вторая Эмоция при неразвитости может почти не проявляться внешне, но тем не менее она выражается в эмоциональной неранимости, во внутренней гибкости, в интуитивном понимании невербальных сигналов. Каким числом Вы ее выразите? Тут дело не в степени "выраженности", а именно в ее месте в иерархии.

– Однако, во-первых, не вполне ясно что делать в случае совпадения уровней, а во-вторых, настораживает соображение, что незначительные их вариации около точки равенства могут приводить к радикальной смене психотипа. В общем, явно напрашивается введение в рассмотрение каких-либо дополнительных факторов. Но как и каких?
– В том-то и дело: психотип от этого не меняется. Будь Третья функция хоть в пять раз развитее Второй - все равно ее легче ранить и она более требовательна к уровню диалога, чем Вторая. Без всяких дополнительных факторов. Но человеку легче жить, когда его Третья функция развита, это правда.

– Картина осложняется еще и различными взаимовлияниями, такими как тенденция воли к распространению на другие функции черт, характерных для ее собственного положения в иерархии, или ситуация с "отбитой" первой функцией, черты которой перенимает вторая. Метафора со вторым этажом, живописно стекающим на выбитый первый, образна и наглядна, но, в сущности, мало что объясняет.
– Картина осложняется, это правда. Но это не отговорки, а описание реально существующих явлений, которые также укладываются в последовательную и предсказуемую систему.

– Согласно Афанасьеву, в процессе гармонизации личности, например, в ходе общения с комплиментарным психотипом (агапэ), происходит переход к безымянному 25-му психотипу, у которого все функции выровнены и как бы приведены к состоянию второй. Но, коль скоро такой гармоничный психотип лишь один, то, получается, иерархия функций в нем уже не существует и исходный психотип не имеет значения? Но это противоречит тезису о неизменности данного природой психотипа.
– Ну это если и бывает, то ненадолго. Минут на 5, скажем smile

– Кроме того, возникает вопрос: что происходит с иерархическим положением двух произвольно взятых функций в обычном психотипе, если они вдруг оказываются или становятся абсолютно выровненными?
– Уже ответила выше. Иерархия остается.

– Кстати, говоря о путях гармонизации личности и о горизонтали функций, Афанасьев указывает на наличие связи и взаимовлияния между дисбалансами по первой и третьей функциям. Крайне любопытное наблюдение, мне кажется.
– Согласна и с Афанасьевым, и с Вами.

– Вообще, в книге много интересных мыслей. Да и сам подход к систематизации психотипов мне очень нравится. И все же теория в ее нынешнем состоянии представляется мне скорее весьма плодотворной идеей, нуждающейся в дальнейшем развитии, зерном, обещающим дать обильные всходы, нежели законченной готовой к употреблению моделью. Да и изложение не вполне строго, на мой взгляд.
– Это, извините, напоминает анекдот о том, что Богу не засчитали бы Ветхий Завет за диссертацию.

– Так для иллюстрации теоретических построений выбирается какая-либо известная персона и факты ее биографии трактуются с точки зрения только что изложенной теории. И все выглядит стройно и наглядно и как бы подтверждает теорию. Но ведь не исключено, что из той же биографии можно было бы выдернуть и факты, теории противоречащие.
– Так спорьте и опровергайте. Победить должен правильный ответ, а не более авторитетный.

– Кроме того, рассуждения ведутся, исходя из молчаливого и как бы считающегося очевидным предположения, что выбранная персона действительно является носителем иллюстрируемого психотипа или базовой функции в нужной для иллюстрации позиции, что в условиях проблематичности типирования выглядит не вполне убедительно.
– Молчаливое? Я все время вслух говорю, что ошибки возможны, и в моей книге они тоже есть, и их надо исправлять. Исправляйте все, что видите.

– Тут я всей душой разделяю сожаления Алексея Рощина относительно того, что в научном мире книга Афанасьева не привлекла к себе должного внимания.
– Это вопрос времени.

– Разумеется, я далек от мысли, что мнение мое представляет для Вас какой бы то ни было интерес, и, поверьте, не дерзнул бы Вас беспокоить лишь ради того, чтобы с ним ознакомить. Но я не исключаю возможности, что Вы все-таки благосклонно отнесетесь к рассыпанным по тексту вопросам и сочтете целесообразным на них более или менее содержательно ответить. И вот за это я был бы Вам очень признателен.
– Надеюсь, на вопросы ответила. А форма этих Ваших выражений может помочь нам при типировании, о котором Вы попросили.



Вчера получила от Нины Прейгерзон в подарок книгу ее отца, Цви-Григория Прейгерзона, в русском переводе Алекса Тарна. Книга вышла в Москве, в издательстве "Книжники".
А пока я ждала этого подарка, вокруг Тарна закипел новый скандал в интернете. Предыдущий был его конфликт с Иртеньевым, а сейчас - посмертный конфликт с Антоном Носиком. Получается, что я влезаю в модную тему, чего не хотелось бы. Но с другой стороны, не ждать же специально, пока тема выйдет из моды...
Нет, все же не удержусь и скажу, что Тарн как нарочно выбирает себе отборных врагов - именно таких, которым хочется сказать: "Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!" - и которые способны ответить на это "Но божество мое проголодалось!", и благодаря которым становится понятна поговорка о Юпитере и быках. Я никогда не была Носику ни другом, ни френдом, была с ним когда-то шапочно знакома (помню случайную встречу сто лет назад на входе в Мерказ-Клаль и его шутку про "Какую такую зловещую организацию 'Бейтар' они боятся? 'Бейтар-Иерушалаим", что ли?"), но мне многое в нем претило, и я не приближалась. Сейчас, пожалуй, жалею об этом.
Вот, кто не видел, посмотрите эту "Школу злословия": https://www.youtube.com/watch?v=NqTdADJw7Xw и загляните в этот меморандум здравого смысла: http://dolboeb.livejournal.com/3092551.html.
Вообще такое впечатление, что Носик за свою жизнь сделал массу хорошего, и что статья "Я поддерживаю российскую армию в ее войне против наших врагов" и честное ошибочное мнение о пузырях и машкантах - это вообще единственное, за что его можно упрекнуть. А даже если не единственное - Моцарт есть Моцарт и Юпитер есть Юпитер, никуда не денешься.

Что же касается Тарна, то его защитники говорят: "Зато он прекрасный переводчик". Так вот, я вынуждена сказать, что он мало того что не прекрасный - он вообще не переводчик.
Он напрасно взялся за перевод Прейгерзона. Его вообще мало интересует, что на самом деле написал Прейгерзон.

Прейгерзону с переводчиками вообще пока не повезло. Первый сборник рассказов переводила (с подстрочника!) Лили Баазова - казалось бы, человек с такой фамилией, из знаменитой семьи, чьи родственники сидели за сионизм в лагере вместе с самим Прейгерзоном - казалось бы, уж она должна была... Но нет, к сожалению. 

Вот из рассказа, который в ее переводе называется "Мой первый круг":
"В деревнях один за другим уже гремели митинги, и после каждой речи наш оркестрик "врезывал" "Интернационал". Потом, разбившись по двое или по трое, мы расходились на постой по домам зажиточных сельчан, где нас ожидало славное угощение, а вечером под наш оркестр начинались танцы. Спали мы на душистом сене. Здесь я провел одну из душных и беспокойных ночей с милой местной девушкой...
Хорошее тогда выдалось лето. Публика курила махорку, и на сцену заплывало густое плотное облако горького махорочного дыма..."


Вот этот же фрагмент из "Моего первого круга" в переводе Тарна:
"Наши деревенские выступления начинались опять же с непременного митинга и "Интернационала", исполняемого после каждой речи. Затем музыкантов по одному, по два распределяли столоваться в богатых домах. Там нас ждало угощение: хлеб и миска сметаны или жареное мясо, крынка холодного молока. Вечером устраивался деревенский бал - танцы, речи и снова танцы. Отработав, мы устраивались на ночлег где-нибудь на сеновале. Обычно я долго лежал без сна на копне душистого сена, уставив глаза в небо и думая о своем. Вокруг осторожно двигались, шептались ночные тени, изредка доносился дальний собачий лай. Случалось, меня жаловала белозубой улыбкой одна из местных красавиц, а иногда дело не ограничивалось улыбкой, и тогда в копне рядом со мной находилось место для еще одного жаркого тела. 
Устраивались балы и в местечке, в Клубе красноармейцев. Тут уже оркестр давал жару, демонстрируя весь свой репертуар..."


Да-да, не поверите, это один и тот же фрагмент :)
Тарн, отдадим ему должное, держится значительно ближе к авторскому тексту, чем Баазова. Но все-таки от оригинала он очень далек. Интонация у него получается такая же лихая, как и у Баазовой. А Прейгерзон был тихим, застенчивым, душевным человеком, лишенным лихости и брутальности - а здесь еще и описывается период выживания после погромов, после похорон любимой женщины...

"Давал жару"? "Еще одного жаркого тела"? Не было в тексте никакого жара и жаркого тела. И вообще я бы не поручилась, что на том сеновале была девушка - похоже, юный и робкий автор/ лирический герой только видел ее мысленным взором. А главное - там было слово "любил", которое оба "переводчика" почему-то пропустили...

בכפרים היו מיטינגים, ושוב נוגנה האינטרנציונלה אחר כל נאום. אחר היו מכניסים אותנו אחד-אחד, שנים-שנים לבתי האיכרים האמידים, ומזונותינו - קערת זבדה או נתחי חזיר מטוגנים וכד חלב. בערב היה נשף. מחולות ושוב נאומים. ערימת שחת ריחנית היתה לנו למצע, ובחצי הלילה שכבתי שעה ארוכה פקוח עינים על ערימת השחת. כבחלום רחשו סביבי צלילי הלילה. בת-צחוק. קרינת שינים של אחת ה"שיקסות" החכליליות, אהבתיה הערב, היתה נטבעת בי ללא מנוס. הנה יצאו מן האפילה נביחות כלב רחוקות
גם בעיירה, במועדון החיילים האדומים, היו נשפים. התזמורת ניגנה אז את מבחר רפרטוארה


Слушай же, Сальери, мой "Реквием" Вот что на самом деле было написано у Прейгерзона, почти дословно:

"В деревнях были митинги, и снова после каждой речи звучал "Интернационал". Потом нас по одному или по двое приглашали в дома зажиточных крестьян и кормили - давали миску сметаны или ломти жареной свинины и крынку молока. Вечером был праздник: танцы и снова речи. Душистая охапка сена служила нам ложем, и по ночам я долго лежал на сене с открытыми глазами. Как во сне, долетают до меня ночные звуки... чей-то смех... Блеск зубов одной из румяных крестьянок, которую я любил в этот вечер, безысходно запечатлен во мне. Вот из тьмы доносится далекий лай собак...
В местечке, в Красноармейском клубе, тоже устраивали праздничные вечера. Оркестр играл весь свой репертуар..."


И, конечно, я бы назвала этот рассказ - о детстве и юности - не "Мой первый круг", а "Моя первая жизнь".

Я суров, но справедлив. Я признаю, что книга "В лесах Пашутовки" оказалась куда лучше, чем можно было ожидать с таким подходом "переводчика", и кое-что в ней есть.
Но не судите, пожалуйста, о Прейгерзоне по тем его переводам, которые опубликованы до сих пор.
Это не переводы. Вы пока читали только Лилю Баазову и Алекса Тарна. Цви Прейгерзона вы пока еще не читали. 

P.S. Примеров тут можно привести массу, из каждой фразы, но вот, наверно, самый показательный: где у Прейгерзона душа народа "кипела", там у Тарна она "теплилась" :)

P.P.S. Оригинал лаконичен, а у Тарна каждая фраза удлинена. Это он раздувал объем печатных знаков, что ли?



О тщете всего сущего

Ездила вчера в прелестный городок Рош hа-Аин на собрание будущих квартировладельцев.
Там много строят, в том числе со скидками от Министерства строительства.
Увы, кажется, мне все-таки не быть квартировладельцем. Потому что оказалось, что при всех скидках там нет квартир дешевле миллиона (вопреки написанному на сайте министерства).
Пытаюсь понять - сколько "Федотов" мне нужно продать, чтобы получить миллион...

Вчера в Тель-Авиве

Зрительский отчет и фотографии:
https://www.facebook.com/events/138240003409523/permalink/142841669616023/?action_history=null


Господа, я счастлива сообщить, что "Федот" в переводе на иврит вышел наконец из печати.
(Кроме "Федота", в книге есть также филатовское "Интервью" с переводом.)
Книга двуязычная, сшита вертикально (чтобы не было право-левой дискриминации языков).
Ивритская часть огласована по методу д-ра Баруха Подольского (например, "шва" ставится только там, где реально в сегодняшнем чтении обозначает гласный звук).
Буду рада, если заинтересуются не только читатели, но и журналисты - мне кажется, это инфоповод :)


И ключ от квартиры

 В Израиле дорогие квартиры. Говорят - пузырь. Говорят - скоро лопнет. Но это много лет говорят, а они пока все дорожают и дорожают. А мы пока платим и платим за съём.
И вот пару лет назад наконец Министерство строительства затеяло масштабное строительство в разных городах Израиля для семей, не имеющих своей квартиры, на льготных условиях. И вот недавно мы наконец официально получили право купить такую квартиру по льготной цене. (Не любую, в определенном месте, нужно будет поехать и выбрать, после чего уже нельзя отказаться.) Причем она еще не построена - построят года через два, а платить нужно будет сразу. А еще пять лет после постройки ее нельзя будет продавать (но можно сдавать).
А теперь вопрос. Говорят, пузырь сейчас начинает слегка оседать. Вероятно, это массивное строительство действительно снизит цены, и пузырь лопнет - и не получится ли так, что та квартира через пять лет после постройки будет стоить меньше, чем льготная цена, по которой мы ее купим и будем еще много лет выплачивать?


(P.S. "Массивное строительство" - так вообще по-русски можно сказать или меня уже иврит победил?)
 Несколько цитат из книги, которую я не могу перестать рекламировать:

"...В документе на право обладания которым мы с изумлением прочли, что цвет автомобиля березовый. «Запорожец» оказался бирюзовым."

"В раздражении Лева стал качать права. Милиционер тоже был сердит. Ему и самому хотелось пойти в филармонию или почитать Канта, а жизнь принуждала вымогать деньги у шоферов. Слово за слово, они поругались."

"Она неустанно описывала, как, выполняя законы еврейской чистоты, мы добьёмся полного семейного и загробного счастья...."

"Всё это глупости! – закричал психиатр. – Нет никакого подсознания!!"

"Однажды в гостях кто-то строго спросил, отчего он ест жареного поросенка. Дядя Сюня ответил, что имеет отличные отношения с Богом, и если бы Бог хотел, чтобы он от свинины воздержался, этот кусок сейчас не лежал бы на его тарелке."

Автор работает в онкологическом отделении "Хадассы". Прекрасная книжка, очень грустная и очень веселая. Заказывайте (у меня или у автора - LJ-user ottikubo) и наслаждайтесь!

Новости культуры

Все, иду издавать "Федота" без официального разрешения. Я сделала все, что могла.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1503485403036786&id=100001260210022

https://spaniel90100.dreamwidth.org/108887.html

Этимъ полукресломъ

Тут меня так разрекламировали, что просто нельзя не похвастаться:
http://ottikubo.livejournal.com/87541.html

Книжка чудесная! Горячо рекомендую.

Перевод

Гебраисты и сочувствующие - отгадаете, что это?

- Еш ли од носэ лиш'оль -
Шеhарей бесах hаколь
hамикцоа шебахарта
Ло мавтиах hон гадоль,

Ло бриут, ло менуха...
Бетах зэ мукар леха?
Веhаим ата бехоль зот
Меруце мигоральха?

- Коль эхад вегорало,
Мазало веhергело.
hаюхаль халиль эй-паам
Ленаген кмо невель? Ло!

(Кросс с Дрима: https://spaniel90100.dreamwidth.org/110824.html. Там комментарии включены.)

.

Мелочи жизни

Сегодня особый день: мне заказали набрать страницу на грузинском. Впрочем, должно же это было когда-нибудь случиться, если у меня на компьютере включены четыре клавиатуры.

И только сейчас дошли руки посмотреть Анри Волохонского в Ютюбе. До сих пор я думала, что он вообще ничего не написал, кроме "Города" - что остальное вообще не в счет. Но посмотрев это, я вынуждена сказать, что и остальное в счет.
Гляньте хотя бы первые три минуты. Он выступает со стихами, а сам помирает от смеха:
https://www.youtube.com/watch?v=5Fv9W965-MQ

"Меня попросили организаторы прочитать поэму... Здесь есть люди, которые хотели бы увидеть ее английский перевод, поэтому я прочитаю ее по-русски..."
"Это существо относится к отряду неполнозубых, как и многие из нас..."
Таки да. Таки поэт. Никуда не денешься.

Тем временем письмо в издательство АСТ отправлено и движется неведомыми путями... а читатели спрашивают, где же "Федот". Так и хочется плюнуть и издать, не дожидаясь больше никаких разрешений, сколько можно. С другой стороны, начать относиться к отряду неполнозубых тоже не хочется...

(Кросс с Дрима: https://spaniel90100.dreamwidth.org/110472.html. Там комментарии включены.)
Новый вариант статьи, переписанный с учетом критики. Пользуюсь случаем поблагодарить Живой Журнал, без которого этой части моей жизни вообще не было бы, а также всех коллег, внесших вклад в эту тему.

Рахель Торпусман

МОЗГ И ХАРАКТЕР

В 1999 г. в журнале «Ланцет» была опубликована статья С.Вительсон (Уайтелсон), Д.Кигар и Т.Харви из канадского университета МакМастер (Хамилтон, Онтарио) «Исключительный мозг Альберта Эйнштейна» [1]. Она описывает исследование мозга Эйнштейна и его сравнение с контрольной группой (с 91 мозгом добровольцев, давших согласие на посмертное исследование, имевших «нормальное неврологическое и психиатрическое состояние» [2] и нормальный IQ). Целью исследования было найти «нейробиологическую базу различия в интеллекте» [3].

Исследование показало, что «общая анатомия мозга Эйнштейна была в пределах нормы, за исключением теменных долей [здесь и далее выделено мной. – Р.Т.]. В каждом полушарии морфология сильвиевой борозды была уникальной по сравнению с 182 полушариями контрольных мозгов – 35 мужских и 56 женских: задний конец сильвиевой борозды был смещен вперед, и отсутствовала теменная покрышка. В этой же области мозг Эйнштейна был на 15% шире, чем у контрольной группы. Эти две особенности предполагают, что в мозге Эйнштейна рано произошло экстенсивное развитие задних теменных долей, <> ограничившее продление сильвиевой борозды и развитие теменной покрышки, но приведшее к расширению нижней теменной дольки» [4]. Слово «рано» использовано не случайно: «Теменная покрышка обычно развивается <> в эмбриональный период» [5].

«От этой области зависят математическое мышление, пространственное воображение и представления о движении. Исключительный интеллект Эйнштейна в этих областях и описанный им самим стиль его научного мышления могут быть связаны с нетипичной анатомией его нижних теменных долек» [6]. В конце статьи сказано: «Эта статья не дает полного ответа на вопрос о нейроанатомическом субстрате интеллекта, но наши находки все же показывают, что вариативность отдельных когнитивных функций может быть связана со структурой участков мозга, ответственных за эти функции» [7].

Может быть, моя гипотеза поможет лучше понять связь между когнитивными функциями и структурами участков мозга.

* * *

В 1990 году Александр Юрьевич Афанасьев (1950-2005, Москва) выдвинул теорию о врожденной иерархии четырех элементов, или функций: Физики (тела), Эмоции (чувства), Логики (мышления) и Воли («Я»). Строгого определения этих функций нет, но понятно, что Физика включает в себя всю физическую, трудовую и коммерческую деятельность; Эмоция – художественную и эмоциональную сферу, традиционно приписываемую «душе» или «сердцу»; Логика – способность обнаруживать причинно-следственные связи, работать с фактами и числами, формировать и высказывать мнения; а Воля – лидерство, самооценку, целеполагание.

Все эти сферы имеются у каждого человека, но в разных пропорциях, и имеют разную «энергозатратность» в зависимости от своего положения в иерархии. По Афанасьеву, эта иерархия – не результат обстоятельств и воспитания, она врожденная, так как от нее зависят телосложение и другие неконтролируемые параметры, в том числе предсказуемая легкость или затруднительность общения с носителями других иерархий. Таким образом, каждый человек относится к одному из 24 психотипов. (Например, Абрахам Маслоу, автор знаменитой идеи об «иерархии потребностей», очевидно имел Физику и физические нужды на первом месте; однако такие личности, как Жанна дАрк или Мартин Лютер Кинг, явно относились к другому типу или типам, ибо физическое благополучие не было для них приоритетным. Правда, психотип Жанны дАрк менее распространен, чем психотип Маслоу, но вовсе не уникален.) В своей книге «Синтаксис любви» [8] Афанасьев подробно описал признаки и проявления функций в разных вариантах и дал всем психотипам имена известных людей. В частности, одному из типов (Логика–Воля–Эмоция–Физика) он дал имя Альберта Эйнштейна.

Типология Афанасьева объясняет проблемы межличностных отношений лучше, чем другие теории и идеи (например, типология Майерс – Бриггс [9] ). Она имеет много важных применений – в психотерапии и школе, в работе и политике, предсказывает совместимость в браке и при усыновлении, и т.д. В России, Израиле, Германии многие уже пользуются ею в жизни и работе [10]. Правда, широкое использование ее пока затруднено по ряду причин [11], в том числе потому, что ее биологический фундамент до сих пор был неясен.

Я предположила, что эта врожденная иерархия может быть связана со строением мозга. Насколько я могу судить, теменные доли мозга являются областью Логики (математического мышления), височные доли – областью Эмоции, лобные доли – областью Воли (целеполагания). Я предположила, что люди с Логикой на первом месте должны иметь увеличенные теменные доли, с Волей на первом месте – увеличенные лобные доли, и т.д.

Read more...Collapse )
О МОЗГЕ ЭЙНШТЕЙНА И О НАШЕМ ХАРАКТЕРЕ


В 1999 гг. в «Нью-Йорк Таймс» появилось сообщение о результатах исследования мозга А.Эйнштейна, проведенного в 1996-99 гг. группой специалистов под руководством д-ра Сандры Уайтелсон (Вительсон) в университете МакМастер в Хамильтоне, Канада [1].
Сравнение мозга Эйнштейна с контрольной группой показало некоторые существенные особенности первого. (В контрольную группу вошли «35 мужчин и 56 женщин (канадцев и канадок). Их средний коэффициент интеллекта составлял 115, немного выше среднего. Среди них были певцы, архитекторы и представители рабочих профессий».)
«Исследовательнице удалось найти две аномалии в теменных долях. Одна из них – количественная. Теменные доли Эйнштейна были примерно на 15 процентов шире с каждой стороны. Статистическая проверка показала, что эта разница является значимой. Вторая аномалия оказалась уникальной. Извилина sulcus lateralis практически отсутствовала.» Кроме того, приводится вывод двух (неназванных) ученых, что «у Эйнштейна были в необычно сильной степени развиты определенного рода клетки – олигодендролии – которые поддерживают нейронную сеть мозга».
«Вес и объем мозга Эйнштейна были в пределах нормы», но «та область, которая отвечает за… умственные процессы, была существенно обширнее, чем та же область у людей с нормальным интеллектом». При этом «некоторые области мозга Эйнштейна, например, его височные доли и размеры по вертикали, были несколько меньше среднего».

Кроме прочего, в статье говорится: «Д-р Уайтелсон основывалась на находках других ученых, связавших размеры отдельных областей мозга с некоторыми познавательными способностями. …Ученые давно занимались посмертным исследованием мозгов великих людей, но эта работа тормозилась несколькими факторами. …У ученых не хватало теории о взаимоотношении структуры мозга и психологических функций – теории, которую можно было бы проверить в таких случаях».

Но такая теория существует.

Read more...Collapse )

За сбычу мечт

Fedot-cover

Вопрос к израильтянам: сколько может стоить такая книга? Сколько бы вы за нее заплатили?

"Федотова строфа"

"Федотова строфа": http://nomen-nescio.livejournal.com/1623905.html

А кстати, откуда она пошла?
Я знаю стихотворение Агнии Барто - 1941 г.

Окопались мы в снегу,
Мы стреляем по врагу,
Я никак от пулемёта
Оторваться не могу.

Я с сегодняшнего дня
Мастер меткого огня.
Мама этого не знала,
Увела домой меня.

и примерно того же времени жуткое стихотворение Юрия Галя "В альбом":

Небо красят в синий цвет,
Крыши красят в красный цвет.
Маляров на свете много,
Мастеров на свете нет.

Маляры войну ведут,
Церкви жгут и книги жгут.
В бесталанную эпоху
Парки жизнь мою прядут.

Были, нет ли мастера -
Замолчали мастера.
Не видать бы, не держать бы
Ни альбома, ни пера.

(http://www.newkamera.de/osrs/gal.html)

Более позднее - длинное стихотворение Лиры Абдулиной "Научи ученика":

...Неуютен белый свет,
Столько горестей и бед,
Братья — мал-малого меньше,
И самой тринадцать лет.
Две косички впереди,
Сердце слабое в груди,
Это присказка, не сказка,
Будет сказка, погоди...

(http://g-gumbert.livejournal.com/659091.html)

А кто знает более ранние?

Новости культуры

В Иерусалиме, в "Скицце", сегодня открылась выставка Зелия Смехова (и будет до 7-го).
На открытии была Софа Ландвер, говорила о том, какой Смехов замечательный мастер.
А другой немолодой художник, Э.Л., роптал в публике:
"Какой же он мастер? Это оскорбление! Он гений!"

А еще, говорят, там же случилась поэтическая дуэль:
Моего отца спросили: "Скажи мне, ветка Палестины, когда у Хаима крестины?"
Отец тут же ответил: "Крестины Хаима не ранее, чем у Ивана обрезание!"
Для тех, кто еще не на Дриме: я кое-что новенькое опубликовала.
Давайте увидимся там.
https://spaniel90100.dreamwidth.org/106135.html

Таки да

Я тоже. И даже все записи вместе с комментами, оказывается, можно перенести примерно двумя нажатиями мыши.
https://spaniel90100.dreamwidth.org/
Дорогие друзья, френды и прохожие, может ли меня кто-нибудь ткнуть носом в текст Гиппократа о четырех темпераментах?
Есть его тексты в сети на каком-нибудь языке? А то мои знания о нем пока что на уровне "Изя напел".
1) По-моему, очевидно, что "женской логики" не бывает. Бывает наличие или отсутствие логики, независимо от пола.
В частности, всякий, кто всерьез упоминает "женскую логику", расписывается в отсутствии логики у себя (по крайней мере в момент упоминания).
Для вас это тоже очевидно, правда?

2) "Расизм - это недостойно белого человека!"
Дорогие коллеги, объясните мне, пожалуйста.
По Гиппократу,

  • "Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека флегматиком.

  • Преобладание жёлтой желчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека холериком.

  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, «кровь») делает человека сангвиником.

  • Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека меланхоликом."


Объясните мне, пожалуйста, почему сангвиник по-латыни? Где Гиппократ и где латынь?

(А что там на самом деле с кровью, желчью и характерами, теперь можно прочитать и в "Семи искусствах": http://7iskusstv.com/2016/Nomer12/Torpusman1.php)

Cамореклама

Гебраисты уже видели, а перед остальными чуть-чуть похвастаюсь:
http://ru-ivrit.livejournal.com/2556482.html
Однако ни издателя, ни литагента пока еще нет. Кто бы взялся?

Надо же

http://scholar-vit.livejournal.com/495800.html?thread=19429560#t19429560

hlebsei
30 ноя, 2016 21:10 (местное)

У меня был одноклассник Лёша, очень рассеянный и всё время палец большой грыз, полировал до блеска, а у него с братом Лёвой было несколько альбомов с почтовыми марками, да ещё в конвертах много-много, россыпью.
Придём к нему, шестиклассники тогда, в гости, посмотрим-поспорим...свои кой-какие покажем, а потом из какого-нибудь конвертика прихватим штук несколько и до свидания.
Через недельку-другую ему же копеек по 20-30 и продаём. Ему в радость.
Ни разу осечки не было
.

Майдан

По следам всех обсуждений -
http://scholar-vit.livejournal.com/256155.html
http://morreth.livejournal.com/576703.html
и перевода Вл.Севриновского - http://scholar-vit.livejournal.com/256155.html?thread=9300635#t9300635 -
принимайте мою работу.

ПОСЛЕДНЯЯ ПРОСЬБА СТАРОГО ЛИРНИКА

Кто мне поможет перейти майдан
И выйти в поле, где безлюдно, тихо,
И только пчелы стонут над гречихой.
Кто мне поможет перейти майдан?

Кто мне поможет перейти майдан,
Где все шумят, воюют и пируют?
Уйду я в тишину, и там помру я.
Кто мне поможет перейти майдан?

Кто мне поможет перейти майдан,
Где много лет над лирой просидел я?
Все песни, сколько знал, сыграл и спел я.
Кто мне поможет перейти майдан?

Кто мне поможет перейти майдан,
Где женщина, с которой был я, плачет,
А я пройду и даже не замечу.
Кто мне поможет перейти майдан?

Кто мне поможет перейти майдан,
C любовью незабытой, с прежней болью?
Там был я сильным, там ничтожным был я.
Кто мне поможет перейти майдан?

Кто мне поможет перейти майдан,
Где тополя стоят в хмельном тумане?
Теперь мой сын играет на майдане.
Кто мне поможет перейти майдан?

Кто мне поможет?.. – И майдан в ответ
Вобрал его и вёл, не отпуская.
Там и упал он, не дойдя до края
И так и не узнав, что поля нет.

.

Ржунимагу

- Сейчас, секунду, только одомашнюсь...
- Но это обычно процесс долгий!
- Ну хотя бы внешне...
По следам идиотской истории с подарком беспилотника, на который израильский министр не имел никакого права -
можно подписать петицию "Ури Ариэль! Если вы честный человек, верните институту беспилотник из своего кармана!"

https://www.atzuma.co.il/uriarielreturndron

Подпишите, сделайте милость, а то идиотизм победит окончательно.

Кондуит и циркумфлекс

Вчера выступала перед Рафиными одноклассниками - рассказывала, как мы 28 лет назад приехали в Израиль.
Почему-то вызвала ажиотаж ветхая зеленая виза, которую я принесла в пакетике.
Одна девочка с благоговением спросила: "Как вам удалось ее сохранить?"
Другая спросила: "А пакетик тоже с того времени?"
Но Рафин вопрос оказался вне конкуренции:
"А почему она на бумаге? Ведь в России писали на березовой коре!"
______________

Рафа прямо как Ося Кассиль. Среди его перлов - "Ужин надо леhаавир* неприятелю" и
"Я случайно проткнул мяч циркумфлексом".
А еще он пытался вспомнить название "тасманский дьявол":
"Чертовский... нет, адский... только не помню, кто!"

* передавать

С почином

Та-дам!
Марьясина лекция на 17 минут:
https://www.youtube.com/watch?v=HrbD8B19qHs

Как я провел каникулы

"Хава нагила" по-русски - с участием aconite26 и Семена (Сэма) Линейкина (и я за кадром):
https://www.youtube.com/watch?v=CnHE5IWFzII&

hава нагила

Кто еще не видел - у Игоря Белого замечательная коллекция исполнений "hава нагила":
http://bujhm.livejournal.com/114292.html

Чего там только нет! Например, Хвостенко поет:
"Одна могила, одна могила примет меня..."

И жалобы на то, что русского перевода, близкого к тексту, нет.
Отныне он есть! Enjoy!

********

Радость,

Большая радость,
Большая радость,
Большая радость у нас!

Будем же ликовать,
Будем же ликовать,
Будем ликовать,
Будем ликовать!

Будем,
Будем же петь!
Будем петь и веселиться,
Будем петь и веселиться,
Будем петь и веселиться,
Ликовать!
Ликовать!
Ликовать и веселиться!

.

Кейс

Долго думала над психотипом поэтессы Рахели (Блувштейн), и только недавно наконец сообразила.
В молодости она писала стихи по-русски, но по идеологическим причинам резко и навсегда перешла на иврит.
Стихи ее чаще всего короткие, лапидарные:
"Только те, кто умер, - навсегда со мной".
"Нет, не стану роптать, покоряюсь судьбе".
"Узок мой мир, словно мир муравья".
"Тесен мне дом и город мал".
"Я закрою сердце на ключ, брошу ключ на морское дно..."

Кстати, и то единственное ее стихотворение по-русски, которое я читала  и помню наизусть - в нем всего шесть строк, и это четкий, как бы сказать, отчет о чувствах: "В моей душе к тебе и нежность и вражда, // Как Рона с Арвою, струятся сокровенно".

Она была одинока и умерла в 41 год одинокой. Но в ее жизни было несколько ярких романов и пронзительное стихотворение о том, как ей хочется иметь сына.
Работала учительницей.
И писала короткие хлесткие рецензии на современных ей писателей - на Метерлинка, например.

На фотографиях - большие глаза, небрежная прическа, никаких украшений:
https://www.google.co.il/search?biw=1024&bih=724&tbm=isch&sa=1&q=rachel+bluwstein&oq=rachel+bluwstein&gs_l=img.3..0j0i24k1l4.21619.25903.0.26294.16.11.0.5.5.0.182.1273.0j8.8.0....0...1c.1.64.img..3.13.1273.VXjk-nmRA90

Что скажете?

Завтра. И сегодня

Итак, завтра, to whom it may concern, мы выступим в 18.00 в Общинном доме в Иерусалиме (Яфо 36).
А уже сегодня можно посмотреть на эту картинку:

Read more...Collapse )

Чем отличаются хорошие книги (классика) от плохих?
В том числе - тем, что персонажи имеют четко выраженные психотипы.
(Например, в "Ревизоре" городничий - явный "наполеон", его жена - "дюма", Осип - "паскаль", Ляпкин-Тяпкин - "платон", и т.д.)
Вот и эта картинка замечательна тем, что персонажи хоть и мультяшные, но явно имеют психотипы (по крайней мере часть из них).
Давайте попробуем про них что-нибудь сказать?



Вчера

Историческое событие: вчера в Иерусалиме прошла первая (насколько мне известно) публичная лекция по типологии Афанасьева. Получилось, по-моему, хорошо.

Одна из присутствовавших пыталась нам оппонировать: утверждала, что во-первых, все это уже давным-давно описано в психофизиологии, во-вторых, мы не профессионалы, а в-третьих, мы тащим в каменный век.

Еще один парень возмущался, что мы рассказываем непонятно - "Может, рациональное зерно в этом и есть, но понять ничего невозможно".

Остальные слушали с интересом, задавали вопросы, отвечали на вопросы, а в конце (поскольку критерий теории - практика) мы устроили небольшое практическое занятие: попросили публику протипировать двух наших коллег - Марьясю nick_sestrin и Мишу А.
Марьясин психотип публика угадала довольно быстро, а Мише довольно долго задавали вопросы, и получился прямо-таки момент истины, когда Мишу спросили "Какие у вас бывают внутренние конфликты?" Я рассмеялась: "Никаких". Миша задумался и после паузы спросил: "А что такое внутренний конфликт?"

В общем, по-моему, было здорово. Еще одна встреча будет в следующий четверг, 15 сентября, в Общинном доме в 18.00. Приходите!

Новости

Тут у меня получилась небольшая мебельная эпопея: один книжный шкаф перевезти к нам, другой, наоборот, от нас.
Я позвонила хозяину перевозочной фирмы, с которым имела дело и раньше, но самого его раньше не видела.
Теперь увидела. Пожилой спортивный человек, очень корректный и пунктуальный, с неуловимо грустным лицом.
Всё прошло хорошо, шкаф чувствует себя прекрасно, книги тоже.
Написала знакомым, к которым уехал наш прежний шкаф: всё ли благополучно?
Получаю ответ: "Да, всё прекрасно! Мы давно знакомы с Виктором, он замечательный писатель!"

* * *

Хотела пройти по ул. Смоленскин в центре Иерусалима, где тысячу раз ходила.
Что бы вы думали? Всё, мимо резиденции премьер-министра проход простым гражданам закрыт!
По-моему, приехали. Биби засиделся. Надо принимать срочные меры.

* * *

В четверг в 18.30 в Русской библиотеке
презентация моей книги "Синтаксис личности".
Будет Марьяся, и будет весело. Приходите!
.

Profile

Катулл
spaniel90100
Рахиль Торпусман
Website

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Page Summary

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow